Анализ различий между обязательным и добровольным страхованием с точки зрения налогообложения
Финансовая газета,
14 декабря 1999 г.
Проблемы налогообложения в области обязательного страхования 2041 просмотр
Законодательство о налогах и сборах тесно связано с отраслевым законодательством, несовершенство которого влечет за собой множество ошибок и нарушений как при уплате налогов и сборов, так и при выделении средств бюджета на целевое финансирование. Примером этому служит существующий порядок налогообложения в области обязательного страхования.
Налогообложение прибыли юридических лиц, в том числе страховых организаций, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, в котором ст. 4 предусмотрено, что “перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом”. Поскольку в настоящее время такой федеральный закон отсутствует, до его принятия при расчете налогооблагаемой прибыли юридические лица руководствуются действующим Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г № 552 с учетом изменений и дополнений. Учитывая специфику деятельности, страховые организации руководствуются также Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. № 491. Согласно п. 10 Положения о составе затрат к элементу “Прочие затраты” в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся налоги, сборы, платежи, в том числе по обязательным видам страхования, и др. Законодательством определены две формы страхования на территории России: обязательная и добровольная. Платежи по договорам страхования, заключенным согласно действующему законодательству по страхованию, предприятиями и организациями включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с п.п. “р” п. 2 — по добровольным видам страхования и п.п. “щ” п. 2 указанного Положения о составе затрат — по обязательным видам страхования. Разница в учете затрат по этим формам страхования состоит в том, что по договорам добровольного страхования эти затраты могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах установленного процента от объема реализуемой продукции, а по договорам обязательного страхования — в полном объеме. Именно форма проведения страхования ориентирует предприятия и организации на применение установленного порядка учета затрат по страхованию в целях налогообложения. Страхование на территории России регулируется гл. 48 ГК РФ, введенным в действие с 1.03.96 г., и Законом РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 (ред. от 31.12.97 г.) “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Как указано в п. 2 ст. 927 ГК РФ и п. 3 ст. 3 Закона № 4015-1, обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. В п. 3 ст. 3 указанного Закона говорится, что виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Согласно п.п “щ” п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются платежи (страховые взносы) по обязательным видам страхования, производимые в соответствии с указанным законодательством порядком. Несмотря на четко данное определение обязательного страхования, у налогоплательщиков возникают вопросы возможности применения в целях налогообложения п.п. “р” или “щ” п. 2 Положения о составе затрат или даже п.п. “э” или “я” п. 2 этого Положения (по п.п. “э” — налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, по п.п. “я” — другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком). Причиной этому является то, что отраслевые законопроекты не согласовываются с федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и по налогообложению. Свыше 50 законодательных и иных нормативных актов содержат нормы, вменяющие в обязанность отдельным категориям лиц заключать договор страхования. В нарушение законодательства Российской Федерации обязанность заключить договор страхования устанавливается не только в законах, но и в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств, ведомств и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. При этом в большинстве из этих документов не определяются порядок и условия проведения страхования в обязательной форме, в связи с чем оно не признается обязательным со всеми вытекающими последствиями в части налогообложения страхователей и страховщиков. Поскольку издаваемые документы не согласовываются с федеральным налоговым органом, это приводит к нарушению налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Например, предусмотренное ст. 165 Таможенного кодекса Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 г. № 5221-1, заключение таможенным перевозчиком договора страхования является одним из условий получения им лицензии. Данный документ не является законодательным актом и не определяет вид, условия и порядок проведения обязательного страхования деятельности таможенного перевозчика. Поскольку обязанность таможенного перевозчика заключить договор страхования не установлена соответствующим законом об обязательном страховании, то речь может идти только о добровольном страховании, право на проведение которого имеет страховая организация, выбранная страхователем в лице таможенного перевозчика. А это означает, что затраты по страхованию таможенного перевозчика могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) только по п.п. “р” п. 2 Положения о составе затрат в пределах установленного процента от объема реализуемой продукции (в настоящее время в пределах 1%). В настоящее время отсутствуют законы, определяющие вид, условия и порядок проведения обязательного страхования и дающие право страховым организациям использовать п.п. “щ” п. 2 Положения о составе затрат. Основным источником обеспечения доходной части бюджетов всех уровней являются налоги, в том числе уплачиваемые юридическими лицами с прибыли (доходов), полученной в результате их деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При разработке законодательных актов различными отраслевыми министерствами и ведомствами используется ведомственный подход, и не учитывается то обстоятельство, что содержание того или иного положения в законе может привести к негативным последствиям для доходной части бюджета. Неясным с точки зрения налогообложения страховых организаций является страхование в сфере агропромышленного производства, поскольку четко не определена форма проведения этого вида страхования. Согласно п. 3 ст. 936 ГК РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом. Страхование, осуществляемое за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям), называется обязательным государственным страхованием. Как указано в п. 3 ст. 927 и в п.п. 1, 2 и 3 ст. 969 ГК РФ, обязательным государственным страхованием может быть охвачено только страхование жизни, здоровья и имущества граждан. Согласно п. 3 ст. 927 ГК РФ обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании. На сегодняшний день закона об обязательном страховании в сфере агропромышленного производства, определяющего объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, минимальные размеры страховых сумм, размер страховых взносов за счет средств бюджета, а также условия и порядок проведения этого вида страхования, не существует. Поэтому можно сделать вывод о том, что страхование проводится в добровольной форме. Вместе с тем п.1 ст. 16 “Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства” Федерального закона от 14.07.97 г. № 100-ФЗ “О государственном регулировании агропромышленного производства” устанавливает только порядок государственного регулирования страхования именно в этой сфере, при этом средства федерального бюджета участвуют в размере 50% страхового взноса. Однако в законе не уточняется, что данный вид страхования осуществляется в обязательной форме и является обязательным государственным страхованием Данным Законом также не устанавливаются условия и порядок, необходимые для проведения страхования в обязательной форме. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 14.07.97 г. № 100-ФЗ создаваемый в целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5% общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Упомянутое Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками не предусматривает уменьшение на сумму указанного процента отчислений налогооблагаемой прибыли страховщиков, осуществляющих свою деятельность в сфере агропромышленного страхования и перечисляющих средства в Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв в установленном проценте от собранных по данному виду страхования страховых платежей. Поэтому на сегодняшний день страховые организации имеют право производить эти отчисления из прибыли только после уплаты налогов и других обязательных платежей. Кроме того, в п.п. “а” п. 1 раздела 1 того же Положения, устанавливающем порядок формирования выручки страховщика, указано, что в состав поступлений страховых взносов, участвующих в формировании выручки, не включаются только поступления по видам обязательного страхования, осуществляемым за счет бюджетных ассигнований, которые учитываются в качестве средств, предназначенных на целевое финансирование. Страховые взносы, поступившие по добровольному страхованию, независимо от источника их уплаты участвуют в формировании выручки страховщика и налогооблагаемой прибыли. Для соблюдения установленного для страховщиков порядка налогообложения прибыли при проведении страхования в сфере сельскохозяйственного производства необходимо привести существующие законодательные и нормативные документы по страхованию в сфере агропромышленного производства в соответствие с действующим законодательством по данному виду страхования. Если страхование в сфере сельскохозяйственного производства является обязательным государственным страхованием, то необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в главу 48 ГК РФ и подготовить проект федерального закона “Об обязательном страховании в сфере сельскохозяйственного производства” с указанием в нем условий и порядка проведения страхования (включая создание Федерального агентства по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства и Федерального сельскохозяйственного страхового резерва), размеров и порядка уплаты страховых взносов с указанием источников их финансирования (собственные средства, в частности себестоимость сельскохозяйственной продукции или прибыль, остающаяся в распоряжении сельхозпроизводителя; бюджетные ассигнования). Если страхование осуществляется в добровольной форме, то достаточных законных оснований для использования средств федерального бюджета на эти цели не имеется. Людмила ЧЕКУЛАЕВА, советник налоговой службы 1 ранга
Вся пресса за 14 декабря 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Налоговый климат
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|